Главный вопрос, ответ на который хотят узнать родители, педагоги и воспитатели перед школой: готов ли ребенок к школе? Однако готовность понимается по-разному. Для одних — это умение ребенка читать, писать и считать (таких, пожалуй, большинство); для других — способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих — большой запас сведений и знаний по принципу «всё обо всем» (и чем более разнообразны эти знания, тем лучше); для четвертых — умение ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Впрочем, перечень требований к ребенку, поступающему в школу, можно было бы продолжить. И каждый по-своему будет прав. Такое положение связано с тем, что абсолютного понятия «готовности» для разных детей, для разных условий и требований обучения не существует. Рассмотрим два типичных примера.
Пример первый.
Дине в сентябре исполнилось 6 лет и 7 месяцев. Она была живой, подвижной и веселой девочкой. Хорошо читала (бабушка научила ее читать в 5 лет), знала все буквы, умела считать, красочно описывала приключения любимого кота Афони на даче и любила порассуждать о политике. По словам мамы, «от телевизора их с бабушкой не оторвать — ни одного сериала и выпуска новостей пропустить не могут». Казалось бы, всё в порядке, однако проблема есть. Продолжим рассказ мамы: «Дина фактически выросла с бабушкой, им вдвоем интересно — бабушка ее развлекает и балует, Дина не знает слов «нет» и «надо». Бабушка предпочитает уговаривать, обещает какую-то награду, тогда девочка что-то выполняет. В прошлом году мы решили заниматься музыкой (в музыкальной школе). Но уже через месяц бросили. В музыкальной школе все было «неинтересно», нужно было дома заниматься каждый день, а в школе еще сложнее — там на Дину никто не обращал особого внимания, в группе было 17 детей, но она ни с кем не хотела общаться. Почти каждый день слезы, и, хотя бабушка уговаривала, что всему ее научит, пришлось все бросить». В школу Дина не хотела. По-видимому, сказался неудачный опыт дошкольного обучения.
Была ли Дина готова к школе? На первый взгляд да: она хорошо развита, разумна, у нее хорошая речь, она многое знает и умеет, но... Школа принципиально изменит ее образ жизни, девочка должна будет жить по правилам и заниматься не только тогда, когда хочется и интересно. Придется ежедневно общаться с детьми, и никто не может гарантировать, что это общение будет бесконфликтным. Дине придется привыкнуть к тому, что учитель не бабушка и должен уделить внимание не только ей одной. Готова ли к этому Дина? Пожалуй, нет.
Рассмотрим варианты, которые могли бы облегчить или осложнить эту неготовность. Допустим, Дина будет учиться в школе, где в классе минимальное количество детей (7-12), учительница — мягкая, понимающая, спокойная, в школе есть опытный психолог, который может работать с девочкой дополнительно. Все это поможет Дине адаптироваться, научит общаться со сверстниками, снимет напряжение первых месяцев и не приведет к новым проблемам. Значит, эта «неготовность» не имеет значения? Представим себе теперь, что Дина приходит в обычную школу, в обычный класс, где 27 детей. (Именно так и произошло в реальной жизни.) Учительница строга, бескомпромиссна, не любит «миндальничать». По ее мнению, «хороший ученик прежде всего послушный ученик». Кроме того, заболела бабушка, и Дине уже с октября пришлось четыре раза в неделю оставаться на «продленке», которую вела та же учительница.
Об отношениях Дины с учительницей и одноклассниками рассказывает мама: «Отношения не сложились буквально с первого дня, учительница считала ее своенравной, капризной (в ней это действительно есть), упрямой. Дина рыдала каждый день. Казалось, она забыла даже то, что хорошо умела. Жаловалась, что дети ее не любят, не хотят с ней дружить. Учительница сказала, что Дина совсем не готова к школе, не умеет сама работать, с детьми не считается, требует постоянного внимания». Права ли учительница? Только в том, что Дина действительно оказалась не готова к новым требованиям, к новым условиям школьной жизни и с детьми ей было трудно потому, что она общалась в основном с бабушкой. Ей нужны были поддержка, понимание, терпение, но... учительница была не готова работать с таким ребенком.
Увы, такие случаи совсем не редки.
Можно предположить, что при первом варианте все проблемы Дины были бы не столь явными и острыми, а значит, ее «неготовность» не играла бы особой роли. Но такие условия в школе пока не часты.
Пример второй.
Алеша, по мнению родителей, не просто был готов, но и мог учиться в школе с углубленным изучением иностранных языков (с первого класса в этой школе дети начинают учить английский и испанский). С мальчиком до школы активно работали, он занимался с учительницей английского языка и с педагогом-логопедом. Правда, «большими успехами в английском похвастать нельзя, но логопед поставил все звуки, остались только запинки в речи, которые проявляются не всегда». До школы Алеша часто болел, «через месяц-полтора — очередная простуда». Из-за этого и в детский сад ходил только год. Алеша — спокойный, рассудительный, говорит мало, отвечает на вопросы односложно. «Слова из него не вытянешь», — подтверждает мама. Любит машины, у него большая коллекция игрушечных автомобилей, знает все марки (это общее с папой увлечение).
В отличие от Дины, Алеша хочет в школу, надеется, что там появятся новые друзья, будет интересно. Пока у него «два друга: один — сосед по даче, с другим они играют и гуляют почти каждый день, так как живут рядом».
Наша первая встреча с Алешей и его родителями состоялась почти за полгода до школы — в апреле. Мы не рекомендовали ему школу с углубленным изучением языков, так как несформированность речи была явной, а занятия с логопедом решили только одну проблему — звукопроизноше- ния. Кроме того, Алеша относится к категории часто болеющих детей. Такие дети быстро утомляются, у них снижена работоспособность, а спецшкола требует не только ежедневной интенсивной работы в течение 5-6 уроков, но и достаточно сложной и длительной домашней работы, которая не по силам болезненному ребенку. Запинки в речи, которые мама считала совсем уж не стоящими внимания, и ряд других признаков (беспокойный сон, страхи) свидетельствовали о том, что нервная система ребенка не выдержит перенапряжения. Возможен срыв адаптации при чрезмерной нагрузке в школе. Однако переубедить родителей не удалось, а тестирование в школе Алеша успешно прошел. Второй раз родители пришли с Алешей 4 декабря, т. е. через три месяца после начала учебы.
Вот выдержки из характеристик учительницы, школьного психолога и рассказа мамы.
Учительница. Ребенок не осваивает программу. Родители мало занимаются дома. В последнее время совсем перестал работать на уроке, в тетради — грязь, много исправлений, не старается, читает очень медленно. По английскому и испанскому тоже не осваивает программу.
Психолог. Мальчик с хорошим интеллектом, хорошими волевыми способностями и высокой мотивацией, но низкой самооценкой, в последнее время замкнут, может расплакаться при неудаче. Жалуется на неудачи, усталость. Необходимы занятия для повышения самооценки и снятия напряженности.
Мама. Занимается много, даже педагога взяли, но результата нет. Часто капризничает, плохо ест, спит мало (то никак не заснет, то просыпается ни свет ни заря). В школе — одни жалобы, говорят, если так будет и дальше, нужно будет из этой школы забрать...
Никто почему-то не обратил внимания, что Алеша за три месяца два раза болел (один раз легко — пропустил семь дней, а второй раз — сильная ангина длилась почти две недели). Пропуск занятий и восстановление после болезни заняли в общей сложности больше месяца (из трех!). Добавьте к этому проблемы с изучением иностранного языка (следствие того, что речь Алеши недостаточно сформирована и он затрудняется в звуко-буквенном анализе) и не очень крепкую нервную систему, не готовую выдержать многочасовые занятия в школе и дома, не говоря уже о неудачах, с которыми трудно смириться.
Как отмечает психолог, у Алеши высокая мотивация, он хочет хорошо учиться, именно этого от него ждут взрослые, но он не может оправдать их ожиданий. Учительница отмечает, что он очень медленно читает. Оказалось, что иначе он просто не может читать (помните запинки в речи, на которые тоже никто не обратил внимания?). Теперь запинки превратились
в нарушение темпа речи, в растягивание слов и паузы в середине длинных слов. Нарушение темпа речи, капризы, слезы, беспокойный сон, жалобы на усталость дают все основания говорить об ухудшении состояния нервной системы, о так называемых неврозоподобных расстройствах, которые характерны для «предболезни».
Как видим, Алеша оказался совсем не готов к школе, но нужно подчеркнуть — не готов к такой школе, к таким нагрузкам и к таким требованиям. При щадящем режиме, без дополнительных нагрузок он, вероятно, успешно справился бы с учебой. Возможно, в третьем-четвертом классе можно было бы начать и изучение иностранного языка или дать другие дополнительные нагрузки. А в первом классе гораздо целесообразнее было бы, например, два раза в неделю ходить в бассейн.
Итак, мы рассмотрели два разных примера. Они достаточно типичны и объясняют, почему так трудно выработать единые критерии готовности ребенка к школе. Действительно, единых критериев нет, но все же есть определенный уровень физического и психического развития ребенка, который позволяет ему успешно учиться без ущерба для здоровья.
Готовность — это определенный уровень:
социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;
развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и др.);
личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. При определении готовности следует обязательно учитывать и состояние здоровья ребенка.
|