Итоги проверки развития ребенка и выделение факторов риска в развитии могут быть основанием для решения ряда вопросов (если обследование проводилось за несколько месяцев до школы):
- стоит ли идти в школу в этом году;
- какая школа в большей мере будет соответствовать возможностям ребенка;
- какие трудности возможны в процессе обучения.
Попробуем ответить на эти вопросы, анализируя факторы риска в развитии детей.
Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка в школе. Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, но не станет препятствием, если учитель, зная эту особенность ребенка, учтет ее, будет спокоен, доброжелателен и тактичен. На первом этапе обучения (хотя бы в первые полгода) не рекомендуется продленный день.
Организация деятельности, ее особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т. п. Несформированность организации деятельности встречается у детей 6-7 лет достаточно часто и способна серьезно осложнить процесс обучения. Если у ребенка не сформированы все компоненты организации деятельности (сумма баллов ниже 14), возможно, это связано с неблагоприятным развитием нервной системы — неврозоподобными расстройствами (беспокойный сон, страхи, навязчивые движения, нарушение темпа речи и т. п.). Нельзя исключить влияние тяжелых и частых заболеваний. Причиной может быть и неблагоприятная семейная обстановка (пьянство, конфликты в семье и т. п.). При несформированно- сти организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике. Такого ребенка часто считают не «неспособным», а не желающим учиться. В этих случаях часто упрекают: «Не старается». Действительно, такой ребенок может хорошо работать, но его внимание необходимо организовать, сложную инструкцию (задание) разбить на части и повторить несколько раз. Все действия при этом должны выполняться поэтапно. Для таких детей не рекомендуется школа с интенсивной программой обучения, противопоказаны дополнительные нагрузки в первом классе. Придется довольно много времени уделить приготовлению домашних заданий, так как многое из того, чему ребенка учили в классе, окажется незнакомым. Как правило, у таких детей снижены показатели памяти и внимания. Предпочтительна индивидуальная работа.
Общее развитие ребенка — аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети (за исключением тех, кто растет в неблагоприятных социальных условиях) много видят, слышат, им читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определенный запас знаний, но и умел ими пользоваться — умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий. Ему следует чаще задавать вопросы типа: «А что, если...», «Как ты думаешь, почему...». Задания, предлагаемые в этом блоке, позволяют проверить, интеллектуальные способности ребенка, определяющие его общее развитие.
Высокий уровень общего развития порой бывает единственным критерием для выбора школы. Это может создать свои проблемы, особенно в тех случаях, когда выбирается «серьезная» школа, с углубленным изучением предметов. Поэтому необходимо объективно оценить и другие стороны развития ребенка.
В тех случаях, когда общее развитие оценивается ниже 14 баллов (при наличии благоприятных условий жизни), необходима консультация специалиста-дефектолога. Возможно, у такого ребенка есть нарушения речевого развития. В тех случаях, когда с ребенком просто не занимались, он может не иметь хорошего запаса знаний, но способен рассуждать, анализировать, делать выводы, проблемы общего развития достаточно быстро компенсируются при обучении и внимательном отношении педагога.
Развитие внимания и памяти — необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение, низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения. Однако достаточно часто это связано не с несформированностью внимания и памяти, а с состоянием ребенка (неудовлетворительным здоровьем, эмоциональным напряжением, утомлением), а нередко и с неадекватными жесткими требованиями родителей. Поэтому, оценивая внимание и память ребенка, следует учитывать, что необходима спокойная (лучше знакомая) обстановка. Неприемлема ситуация: «Я сейчас проверю, готов ли ты к школе...» Не стоит проводить оценку после болезни, нельзя устраивать соревнования для нескольких детей и т. п.
У детей с неустойчивым вниманием, низким объемом памяти возможны комплексные трудности в письме, чтении, математике. Они, как правило, становятся выраженными не в первом, а во втором классе. У таких детей много «пробелов» в обучении, и лучшей тактикой работы с ними является постоянное повторение. Программы интенсивного обучения и дополнительные нагрузки даже при очень высоком общем развитии могут быть сложны. Предпочтительна индивидуальная работа.
Речевое развитие — ведущий компонент подготовки ребенка. Без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60 % первоклассников). Как правило, это — нарушение звукопроизношения, трудности звукобуквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составить связный рассказ по картинке. При подобной несформированности речи (ниже 14 баллов) необходима консультация (возможно, и специальные занятия) с логопедом. Индивидуальные занятия с логопедом до школы и в процессе обучения в школе очень эффективны и могут предотвратить нарушения письма, чтения, которые характерны для таких детей.
Для детей с несформированностью речевого развития не рекомендуются программы интенсивного обучения и школы с углубленным изучением иностранных языков.
Развитие движений и пространственная ориентация — важный показатель развития ребенка. Почти все движения, которым учат ребенка (или он учится сам), — произвольные, самые сложные по организации. К 6-7 годам должны быть сформированы элементарные двигательные действия (особенно бытовые). Однако формирование новых движений, особенно таких сложных, как письмо, может быть затруднено.
Несформированность (неловкость) моторных действий может быть основой трудностей обучения письму. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений — бег, прыжки, спортивные движения, но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать ручку и выполнять простые графические движения (рисовать вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). При этом штрих должен быть четким, линии ровными, без разрывов, не должно быть сильного напряжения, дрожания руки. Для детей с несформированностью этих движений необходима специальная подготовка к письму.
Особое внимание при обучении таких детей письму следует обратить на темп письма. Все задания дети должны выполнять в медленном темпе, получив четкую инструкцию. Прописи с рабочей строкой 4 мм и программы интенсивного обучения не рекомендуются.
Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации — это те функции, которые можно с полным основанием считать школьнозначимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Причем эти особенности развития ребенка могут быть не очень явными, заметными.
Трудности письма и чтения у таких детей выявляются с первых месяцев обучения. Необходимы специальная работа по комплексному развитию функций, фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения, систематическая, но не длительная (10-15 минут) работа по формированию функций. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы, цифры.
Не рекомендуются программы интенсивного обучения, раннее (с первого класса) изучение иностранного языка.
Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным, понимающим отношением родителей. Для такого ребенка важно выбирать не столько школу, сколько педагога. Педагог жесткий, бескомпромиссный, у которого «все по струночке», не очень считающийся с ребенком, не щадящий его, способен создать ситуацию, при которой малыш просто не сможет учиться. Это совсем не означает, что нужно идти на поводу у ребенка. Но можно быть строгим, но не злым, требовательным и доброжелательным, можно постоянно указывать на ошибки, но лучше найти то, за что можно похвалить.
Личностное развитие — это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых. Постарайтесь еще до школы сделать это взаимодействие более эффективным.
Здоровье ребенка — главный фактор, определяющий успех и трудности обучения. К сожалению, сейчас почти 80 % школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40 % часто болеющих детей. Как правило, такие дети болеют раз в полтора-два месяца (по 7-10 дней), долго восстанавливаются после болезни, пропускают много занятий. Кроме того, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Для них характерны трудности с письмом, чтением, математикой. Однако в повседневной жизни больным считают лишь того, у кого температура, насморк, травма и т. п. Меньше всего и родители, и педагоги обращают внимание на нарушения психического здоровья (так называемые неврозоподобные расстройства), чаще всего расценивающиеся как нарушения поведения, с которыми ребенок «не хочет бороться», «не старается».
Дети с нарушениями психического здоровья могут быть чересчур активны, непоседливы или, наоборот, вялы, заторможены. Для них характерна резкая смена настроения, неусидчивость, они раздражительны, плохо спят. Нередки у таких детей страхи, навязчивые движения. Школьные проблемы у них комплексные (письмо, чтение, математика). Безусловно, таким детям необходима консультация врача-психоневролога. Им противопоказаны интенсивные программы обучения, дополнительные нагрузки. Рекомендуется щадящий режим учебных занятий, с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), дневной сон, строгое соблюдение режима дня (сон, отдых, прогулки, время на выполнение домашних заданий — до 1 часа и т. п.).
Определение ведущей руки — дополнительное обследование, позволяющее определить ведущую руку. Считаем необходимым напомнить, что леворукость сама по себе не является фактором риска, если у ребенка нет других несформированных показателей развития.
Леворукому ребенку не нужна специальная программа обучения или специальная школа. В том случае, если у леворукого ребенка есть несформированность каких-либо функций, отклонения в состоянии здоровья, ему можно рекомендовать то же, что рекомендуется подобным праворуким детям
Заключение
Всесторонний анализ развития ребенка до школы необходим для того, чтобы решить вопрос о том, какой вариант обучения, какая программа и какие требования не будут для него чрезмерными, не приведут к ухудшению состояния его здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и трудностям обучения. Однако •проведение такого обследования в последние месяцы перед школой практически не оставляет времени для развития ^сформированных функций и индивидуальной работы с ребенком по подготовке к школе.
Гораздо эффективнее провести подобное обследование за год до школы. Выделение факторов риска в развитии поможет определить, на что нужно обратить внимание в первую очередь, какую систему занятий выбрать и как организовать эти занятия.
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Это цитата из книги для воспитателей «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» русского педагога Е.Н. Водовозовой, изданной в 1901 году. Однако многие ее положения не потеряли актуальности и сегодня.
|